Это и площадь, и собор, ивсе, что на площади, включая башню-кампанилу (отдельно стоящуюколокольню), и дворец Дожей, и еще Старую Библиотеку, которая была наремонте, и поэтому была вся закрыта щитами. Дворец Дожей находитсясправа от собора, видна галерея с характерными венецианскими арками. А,кстати, кто такие дожи? Это выборные правители. Венецианская республика- самая долгоживщая демократия в мире.
Итак, Сан-Марко.
Первого правителя-дожа жителилагуны получили в 697 году (большинство источников сходятся на том, что это был назначенный Византией наместник, и первый настоящий дож былизбран на 30 лет позже). Традиция выбирать правителя голосованиемпродержалась ровно 1100 лет до прихода Наполеона в 1797 году. Всегодожей за это время было выбрано 120 (118, если исключить первых двухнаместников). Их портреты висят в огромном зале Дворца Дожей (двухзалах, если уж быть скрупулезно точным), все, кроме одного, пятьдесятседьмого (пятьдесят пятого, если не считать первых двух) по счету,который возомнил себя узурпатором и поднял восстание против республики.Незадачливого дожа звали Марино Фальеро. И как тут не задуматься надустройством человеческого бытия! Убирая портрет Фальеро из галереи,современники хотели предать его забвению. А в итоге из всех 120 дожейтурист интерсуется именно тем самым, кого убрали! Да что туристы.Байрон посвятил Фальеро свою поэму, по которой Доницетти написал оперу.Несколько художников были вдохновлены его печальной историей, самыйизвестный из которых Делакруа:
Картина изображает казнь Фальеро на ступеньках Лестницы Гигантов воДворце Дожей. 1355 год - плохое время для Венеции. Фальеро былвоеначальником, поначалу удачливым, потом не очень. Он взял венгерскийпорт Зару (ныне Задар) на Адриатике, но потом продул войну основномусопернику Венеции Генуе. В городе свирепствовала рецессия, инфляция ивообще кризис. Управляли всем олигархи из аристократов, а Фальерохотелось вертикали власти. Он подумал, что неплохо было бы аристократовравноудалить с помощью плаща и кинжала. В момент заседания БольшогоСовета во Дворец Дожей должны были ворваться сторонники твердой руки итого... задушить молодую олигархическую демократию. Но ничего не вышло.Нашелся в стройных рядах предатель, арестовали сначала среднее звенозаговорщиков, в числе которых был главный архитектор Дворца по имениФилиппо Календарио. Дворец тогда только строился, и все, что мы видим ичем восхищаемся теперь, было инспирировано этим человеком. Под пыткамизаговорщики выдали имя главаря. Казнили всех. Так дворец остался безархитектора, а Венеция без дожа.
С тех пор день раскрытиязаговора Фальеро считается в Венеции праздником. Но есть и другая точказрения, разделяемая Байроном, который явно дожу сочувствовал и сделалего трагической фигурой. По этой теории, аристократия дожа подставилаили, по крайней мере, спровоцировала. И был он движим лучшимипобуждениями. Черт его разберет, сейчас-то, почти через 700 лет.
Дворецсгорел в 1577 году. Когда его восстанавливали, появилась громадная заладля народных избранников с росписью Веронезе и прочих великих. Подпотолком залы нарисовали портреты 76 дожей в историческом порядке отпервого до последнего. Но Фальеро там нет. Вместо его портретанарисована тряпка с латинской надписью о том, что изменнику не место встройных рядах. Что любопытно, многие источники называют эту тряпкуреальной. Например, вот тут можнопосмотреть этот роскошный зал в анимированном ролике, и внизу написано,что это реальная занавеска. Но все-таки она нарисованная. И, дабыразвеять все сомнения, я дам картинку с Википедии (во Дворцефотографировать нельзя категорически, так что непонятно, как она вообщев интернет попала)
В момент казни Марино Фальеро было 70 лет. Они там долго жили, в этой Венеции. В должности дожа он пробыл всего семь месяцев.
Вот такая грустная история. Зря я с нее начал. Давайте осмотрим лучшеплощадь со всех сторон, потом пойдем в собор Сан-Марко, потом во дворейДожей. Договорились? Тогда вперед.
Кадр сделан под углом 90 градусов к предыдущему. Теперь дворец Дожей отменя справа, а я смотрю на собор Сан-Марко с бокового фасада. За нимЧасовая башня с двумя маврами, которые каждый час бьют в колокол. Левеебашни Старые Прокурации, место обитания чиновников Республики с 1517года. Раз есть Старые Прокурации, должны быть и Новые. Они расположеныровно напротив старых, обрамляя площадь в форме неправильногонезамкнутого каре.
Старые Прокурации на этом снимке справа, Новые - слева. Первому зданию500 лет, второму 450 (новье). Первые этажи Прокураций заняты самымидорогими кофейнями в мире. Я не стал бы там заказывать даже ложечкусахара без кофе, не говоря уже о кофе без сахара. То есть почему "бы"?Я и не заказывал.
Прокурации соединяет Атриум, называемыйтакже крылом Наполеона. До завоевания Венеции Наполеоном на этом местебыла церковь, которая, видимо, не вписывалась в строгий ансамбльплощади и оттеняла главный собор. Вместо церкви Наполеон повелелпостроить зал для балов. Сейчас в этом крыле большой музей историигорода.
Говорят, Наполеон был так очарован этой страннойплощадью непонятной формы, что выдумал ей название "прекраснейший салонЕвропы". Впрочем, слова эти приписываются также Альфреду де Мюссе.Немножко странно, что на снимке так мало знаменитых голубей, которыесмотрятся как точки на асфальте. Возможно, их численность как-то началирегулировать. Но туристы голубей по-прежнему кормят, в этом смысле всенормально. А вообще это вовсе не асфальт, а плитка, как будет видно наснимках ниже. Впервые каменная брусчатка появилась в 1177 году, когдаплощадь была покрыта камнем перед ожидаемой встречей Папы АлександраIII и Фридриха Барбароссы. Площадь перемостили в 1723 году, и тогдапоявились эти белые узоры орнамента. Только они шли дальше, потому чтомежду Прокурациями был проход с церковью в глубине. Последний разплощадь перемостили в 1896. Орнамент при этом сохранили, добавивсоединяющую белую линию у Атриума.
Этот снимок был сделан с колокольни, с высоты 80 метров. Вернемся на землю.
Я отошел назад до угла дворца Дожей. Широкий проход мимо дворцаназывается Пьяцетта. Он заканчивается у устья Гранд-канала, и снабережной открывается великолепный вид на Лагуну. В другую сторонуПьяцетта выходит на площадь Сан-Марко, упираясь в арку Часовой башни.
Часовая башня во время наводнения.
К часам относится и календарь над ними. Крылатый лев - символ Венеции - появился много позже основного механизма.
Дата создания часов 1497 год. Показывается только час (как принято длятех времен, без минут), циферблат 24-часовой и начинается сгоризонтальной позиции стрелки. Кроме того, часы показывают текущийзнак зодиака и фазы Луны.
Вид на площадь от дверей собора.
На этой фотографии впервые появилась колокольня - Кампанила.Нестандартной особенностью колокольни является то, что она стоитотдельно от церкви и сама по себе является очень внушительнымсооружением. Колокольня не оригинальная, дубликат. Сначала на том жеместе 600 лет отстояла деревянная колокольня, потом она сгорела, и в1514 году венецианцы построили колокольню каменную. Та долго простояла,почти 400 лет. Потом в одно прекрасное утро 1902 года она упала иразвалилась вся до основания. Никто не погиб, кроме несчастного котазвонаря. Просто чудо.
Архивный снимок с горой мусора вместо башни (найден на Википедии).Итальянцы, конечно, большие мастера башенного жанра. В каждом городе уних либо заваливается, либо разваливается колокольня. Это так обычнодля итальянцев, что приходится удивляться не тому, что колокольниразваливаются, а тому, что некоторые из них всё же не падают. По этомуповоду будет ещё отдельный репортаж из Болоньи.
Новуюколокольню взамен развалившейся строили десять лет и открыли ко днюрождения города 25 марта 1912 года. Ниже несколько кадров Кампанилы сразных точек.
Обратите внимание на фонарь на этом снимке. Красные четырехрожковые фонари - визитная карточка Венеции.
И это, как обычно, картина Каналетто 300-летней давности. Обратитевнимание, башня в точности такая как сейчас. Только цвет другой, белый,а не красный. Она и упала сто лет назад. А люди-то, люди какпрогуливаются - ну ничего не изменилось, честное слово.
Посмотрим опять на площадь и окрестности с верхотуры:
Дворец Дожей, слева купола собора.
Фотография Лагуны с захватом дворца Дожей. Колокольня на островепринадлежит церкви Св. Георгия, Сан Джорджио по-венециански. А выкстати знаете, что у венецианцев фактически свой язык? Его называютдиалектом итальянского, но он, насколько я могу судить, похож наитальянский не более, чем белорусский на русский. Говорят, что, если быДанте жил в Венеции, а не во Флоренции, Италия говорила бы навенецианском наречии. Но я думаю, это слишком вольное допущение.Венеция всегда подчеркивала свою независимость и не входила в составИталии до самого последнего времени. Так что, если бы Данте жил вВенеции, в мире было бы одним языком больше, а так это всего лишьдиалект.
А это наоборот, вид на Пьяцетту с воды. Если приглядеться, можно выделить две колонны на первом плане кадра.
Вот они же со стороны площади. Летящий лев стоит на колонне Сан-Марко,а мужик с копьем, стоящий на крокодиле, - это Св. Теодор. Он былпокровителем Венеции до Св. Марка. Потом венецианцы сменили покровителя(не знаю, что сказал на это покровитель), но с колонны дальновидно егоне стали сковыривать - мало ли что. Пусть стоит.
Крокодилолицетворяет дракона. Ну, типа победа над силами зла. А Теодор мнелично напоминает рыбака с удочкой. В действительности Св. Теодор прижизни крокодилов вряд ли видел. Он родился не то в Армении, не то вСирии, был солдатом, служил в римских когортах. Однажды император издалуказ о том, что все христиане должны явиться и принести жертвыязыческим богам, а не то они будут сожжены. Теодор от этого делаотказался категорически. Судьи приняли во внимание его молодость иотпустили его на сутки крепко подумать. Он очень крепко подумал иподжег храм Сивиллы - богини плодородия. Таким образом, Теодор сталпервым христианским террористом. На следующий день его самого сожгли накостре.
Я думаю, венецианцы не вдавались в подробности этойистории и предпочли видеть Св. Теодора рыбаком, поражающим копьемкрокодила.
Колонны привезены целиком из Византии в XII веке.Да здесь все из Византии. Со средневековой Италией Венецию связывалитолько нескончаемые войны, то захватнические, то оборонительные. Св.Марк заменил Св. Теодора задолго до появления колонн, что еще разозначает, что венецианцы чтили традиции и святыми просто так неразбрасывались. Мощи Св. Марка были выкрадены из Александрии двумявенецианскими купцами в 829 году. Покража была произведена с помощьюсвиной туши, в которую спрятали мощи. Мусульмане на таможнебогобоязненно отшатнулись от туши, и таким образом похитители удалилисьс ценным грузом. А зачем вообще это было надо делать? Тут вот какаяштука. Первоначально Венеция, хоть и являлась республикой, сильнозависела от Византии. Есть подозрение, что Теодор был венецианцамнекоторым образом навязан. Все-таки он происходил с Ближнего Востока.По мере того как империя слабела, ее окраины откалывались и менялисимволику. Одно время венецианцы дебатировали на пост покровителягорода Св. Петра. Однако их не устраивала более тесная связь с Римом ипапами. Евангелист Марк, будучи родом из Северной Африки, основателькоптской христианской церкви, натурально общавшийся с Христом ирастерзанный толпой в Александрии в 68 году, подходил на рольпокровителя более всех других святых, потому что тем самым Венецияподчеркивала свой особый независимый ни от кого статус. Ни вашим, нинашим, не запад и не восток. Особый путь и все такое. Крылатый лев -евангельский символ, соответствующий той части Нового Завета, которуюнаписал Марк. Он и сделался образом города, хотя крылатый крокодил былбы, как мне кажется, куда уместнее. Все-таки ближе к воде.
Между колонн в средневековой Венеции проводились казни. В частностиздесь повесили архитектора Филиппо Календарио и прочих заговорщиковрангом ниже дожа Фальеро. Поэтому проходить между ними считается дурнымзнаком. Но я проходил, и ничего. Пока ничего.
Дворец Дожей, Кампонила, Старая Библиотека и колонны на картине Каналетто.
Украденные мощи Св. Марка были помещены на том месте, где сейчас стоитсобор. Не так давно представители коптской церкви упросили Папу отдатьим немного мощей Св. Марка. Папа торжественно передал им одну косточкуразмером в несколько сантиметров. Процесс сопровождался необыкновеннойшумихой. Вместе с тем Папа твердо заявил, что эта косточка - этопоследнее, на что копты могут рассчитывать. Все остальные бренныеостанки Марка навечно останутся теперь в соборе его имени. И никакихреституций.
О соборе - в следующей части.
Источники информации: [1] Virtual History of Venice, www.boglewood.com/timeline [2] Венеция, путеводитель, издательство "Полиглот", Москва, 2000 [3] Wikipedia [4] Catholic Encyclopedia, www.newadvent.org [5] Евангелие от Марка, http://ot-marka.ru/ [6] Lectionary resources for the Episcopal Church, http://satucket.com/lectionary/ [7] A Virtual Travel in Italy, www.italyguides.it/us/