Побывать в Конкорде, значило - навестить могилы наиболее известных американских поэтов-философов, Генри Торо и Ральфа Эмерсона, оказавших значительное влияние на развитие всей европейской культуры. Согласитесь, явление уникальное!Мы - навестили:)
Название второе: Конкорд как колыбель американского романтизма:) Название третье: Старинное кладбище города Конкорда...
Побывать в Конкорде, значило - навестить могилы наиболее известных американских поэтовфилософов, Генри Торо и Ральфа Эмерсона, оказавших значительное влияние на развитие всей европейской культуры. Согласитесь, явление уникальное! Мы - навестили:)
Иллюстрацией к короткому рассказу о их жизни и творчестве в Конкорде будут мои фотографии с этого поистине чудесного старинного кладбища, так отвечающего их романтическому духу:)
Формирование чувства национальной независимости, романтический пыл Американской Революции - все это породило шедевры "американского Ренессанса".
Романтические идеи вдохновляли поэтов и художников. Эти идеи способствовали духовному и эстетическому познанию. Романтики утверждали, что искусство в большей степени, чем наука, способно выразить истину. Романтики подчеркивали важность искусства для человека и всего общества в целом.
В своем эссе "Поэт" (1844 г.) Ральф Уолдо Эмерсон (1803-1882), один из самых влиятельных писателей романтизма, утверждал: "Все люди живут по законам истины и нуждаются в способе выражения своих мыслей. В любви и в искусстве, в торговле и политике, в трудах и играх мы учимся выражать те тайные мысли, которые так мучают нас порой. Человек - это только половина самого себя; вторая его половина - это то, как он выражает свои чувства".
Романтизм в Америке был территориально связан с Конкордом, маленьким городком в Новой Англии, который расположен в 32 км к западу от Бостона.
Конкорд, как мы уже знаем, был одним из первых поселений колонистов штата Массачусетс. В те времена это был маленький тихий городок, окруженный лесами. Он расположен неподалеку от Бостона, и туда можно было легко добраться, чтобы послушать лекцию в колледже или заглянуть в книжные лавки. Тем не менее, он находится вдали от крупных городов и сохранил тишину и спокойствие.
Конкорд стал первой сельской колонией художников и писателей. Именно здесь возникла духовная и культурная альтернатива американскому материализму.
Развитие этого чувства стало главной темой, а постижение процесса самосознания человека - главным методом писателей-романтиков. Если, согласно теории романтизма, человеческое "я" и природа едины, то самосознание человека было не эгоистическим действием, ведущим в тупик, а способом познания, открывающим Вселенную. Если человеческое "я" составляло единое целое со всем человечеством, значит, моральный долг человека - уничтожить социальное неравенство и облегчить человеческие страдания. Идея самопознания, восприятия себя как индивидуальной, неповторимой личности для прошлых поколений звучала эгоистично. Теперь эта мысль получила новое определение. Появились и новые слова, несущие в себе положительный смысл: "самореализация", "самовыражение", "доверие к самому себе".
Конкорд привлек и романиста Натаниэля Готорна, и писательницу-феминистку Маргарет Фуллер. Здесь же поселился Бронсон Олкотт, отец будущей писательницы Луизы Мей Олкотт, и поэт Уильям Эллери Чаннинг. Можно условно считать, что общество трансценденталистов, как они себя называли, образовалось в 1836 г. В разное время в него входили: Эмерсон, Торо, Фуллер, Чаннинг, Бронсон Олкотт, священник Орестес Браунсон, аболиционист и проповедник Теодор Паркер и многие другие.
Это было место, где люди вели возвышенные разговоры, но жили просто и скромно. Эмерсон и Торо с охотой работали на своих огородах.
Генри Дэвид Торо (1817-1862), среди предков которого были французы и шотландцы, родился в Конкорде и почти всю жизнь провел в родном крае. Он был родом из небогатой семьи, как и Эмерсон, и ему удалось окончить Гарвард, благодаря упорному труду. Всю жизнь он стремился сократить до минимума свои потребности; ему удавалось тратить очень мало денег и сохранить свою независимость. В общем, он сделал ЖИЗНЬ своей профессией.
Обладая независимым умом, он стремился прожить всю жизнь в соответствии со своими суровыми принципами. Именно это стремление стало темой его многих работ.
Главное произведение Торо - "Уолден, или жизнь в лесу" (1854 г.) - было результатом двух лет двух месяцев и двух дней (с 1845 по 1847 гг.), которые он провел в хижине на берегу Уолденского пруда. Он построил эту хижину на деньги, одолженные у Эмерсона. В книге "Уолден" Торо превратил этот период в один год,.. Книга композиционно построена по принципу смены времен года. Она написана так, что главное место в ней занимают самые простые, земные заботы человека. В заключительной части книги Торо стремится философски осмыслить свой опыт.
Я бы назвала Торо - первым американским экологом, начавшим работать в этой области ещё до того, как было сформировано само понятие - экология:)
Именно это произведение открывает внутреннюю границу самопознания человека. И вплоть до сегодняшнего дня в американской литературе нет ничего, равного "Уолдену". Обманчиво-скромная, как и аскетическая жизнь самого Торо, книга эта - ключ к осуществлению классического идеала "правильной жизни". Сплав поэзии и философии, она как бы бросает вызов читателю: пересмотри свою жизнь. Строительство хижины на берегу Уолдена, которое Торо описывает так подробно - это метафорическое изображение тщательного созидания человеческой души.
Метод Торо заключается в уединении и сосредоточенном размышлении, что весьма напоминает технику восточной медитации. Сходство здесь не случайно: на Торо (так же, как на Эмерсона и Уитмена) оказали большое влияние индуизм и буддизм. Его самым большим богатством была библиотека восточных классиков, которую он собирал вместе с Эмерсоном. Стилю Торо свойственен некий эклектизм; мы встретим в книге много высказываний латинских и греческих авторов.
Сегодня Торо - наиболее привлекательная фигура из всех трансценденталистов. Мы разделяем его мысли об экологии; его идею независимости, которая требует от человека самому решать свои проблемы; его этические принципы, сделавшие Торо сторонником аболиционизма; его политическую теорию гражданского неповиновения и мирного сопротивления. Идеи Торо не потеряли своей свежести и по сей день; его острый и в то же время поэтический стиль, его пристальная наблюдательность очень современны и сегодня.
Английский критик Мэтью Арнольд считал, что самыми важными произведениями, написанными по-английски в XIX веке, были стихотворения Водсворта и эссе Эмерсона. Великий поэт в прозе, Эмерсон повлиял на многих американских поэтов, включая Уолта Уитмена, Эмили Дикинсон, Эдвина Арлингтона Робинсона, Уоллеса Стивенса, Харта Крейна и Роберта Фроста. Считается, что он оказал влияние на философские воззрения Джона Дьюи, Джорджа Сантаяна, Фридриха Ницше и Уильяма Джеймса.
Вот надгробие Эмерсона и надпись на нём:
Посмотрите могилу семейства Торо:
А это - совершенно незаметное, скромное надгробие самого Генри Торо, размером около тридцати сантиметров в высоту, расположенное на участке, принадлежащем его семье...
Как быстро проходит ЖИЗНЬ.... Как быстро растут деревья....