По Санкт-Петербургу можно гулять годами, изо дня в день. Этот город, мне кажется, невозможно узнать до конца: всегда тебя встретит что-то новое, необыкновенно красивое. Что же можно увидеть только за один день в Питере. Совсем мало. Вот это мало я хочу показать. Начну с Петропавловского собора и крепости. Я думаю, что она является один из символов великого города.
Из Википедии: Петропавловская крепость (официальное название Санкт-Петербургская, в 1914—1917 — Петроградская крепость) — крепость в Санкт-Петербурге, расположенная на Заячьем острове. Является историческим ядром города, первоначально крепость именовалась Занхт-Питер-Бурх, заложена 16 (27) мая 1703 по плану Петра I: 6 бастионов, соединённых куртинами, 2 равелина, кронверк, первоначально дерево-земляные, в 30 — 40-х и 80-х гг. XVIII века одеты камнем. Остров соединён с Петроградской стороной в 1703 году Иоанновским мостом.
8 ноября 1925 года Ленинградский совет постановил разрушить Петропавловскую крепость, а на её месте построить стадион. Решение было вскоре отменено.
Петропавловская крепость имеет свой прообраз - Новодвинскую крепость в устье Северной Двины, вблизи от Архангельска. Она была построена в 1701 году Петром Первым.
В Петропавловскаой крепости большое количество музеев, там можно ходить не один день, чтобы хорошенько все рассмотреть. Но как всегда, мы - не жители Петербурга - имеем ограниченное время, а посмотреть надо очень многое, так как этот город необъятен. Поэтому мы посетили только часть музея Петропавловская крепость. О тех местах, где мы прошли я и расскажу. Но сначала предлагаю карту нашей прогулки:
Мы подъехали к крепости по Кронверкскому мосту. Надо отдать должное водителям больших экскурсионных автобусов, которые с таким мастерством проезжают по этому старому узенькому мосту. В 1705–1708 годах с севера от крепости возведён Кронверк — земляные валы в форме короны (отсюда название, «крон» — корона, «верк» — крепость) для защиты от возможного нападения с суши. Земляные валы срыты в 1850-х годах, на их месте построено специальное здание для размещения собрания предметов вооружения, знамён, орденов, медалей и других реликвий русской армии. Проток к северу от крепости назван Кронверкским.
Вошли в крепость через Васильевскую куртину.
Вот один из видов внутреннего проулка при входе:
Бывший каретник, в котором сейчас распогложены всевозможные выставочные залы. В частности "Музей орудий средневековых пыток", перед которым стоит вот такой палач как приглашение к посещению музея.
Мы выходим на главную площадь Петропавловской крепости к Петропавловскому собору:
Петропавловский собор - самый высокий в России собор, он же самое высокое здание в исторической части города. Высота его колокольни с золоченым шпилем, увенчанным фигурой летящего ангела, – 122,5 метра.
Ангел Петропавловского собора давно стал символом города. Его высота 3,2 метра, размах крыльев - 3,8 метра. Он появился, по одним источникам, только при Екатерине II, по другим, уже при Петре I. Одна легенда даже утверждает, что практичный Петр заставил Ангела вертеться, совмещая одновременно две функции - декоративную и метеорологическую. На самом деле, вращающимся его сделали позже, после того как закрепленный неподвижно, он несколько раз сгибался под напором ураганных ветров. В 1829 году во время сильной бури Ангел с крестом так накренился, что готов был вот-вот упасть. Долгое время, пока искали способ его восстановления без дорогостоящих лесов, он так и оставался согнутым у основания. Исправить это согласился Петр Телушкин. Ему удалось только с помощью веревки добраться до Ангела и отремонтировать шпиль. По слухам, за это Телушкин получил право на бесплатную чарку водки пожизненново всех казенных кабаках. Для этого ему нужно было щелкнуть пальцем по несмываемому клейму, которое ему поставили на правую сторону подбородка. И, если верить фольклору, именно отсюда пошел характерный жест, приглашающий к выпивке.
Петропавловский собор (1712–1733) занимает особое место среди храмов Санкт-Петербурга: он является усыпальницей императорского дома Романовых. В 1725 году в недостроенном соборе был погребен основатель Санкт-Петербурга император Петр I. В соборе похоронены все российские императоры, кроме Петра II и лишенного престола Иоанна Антоновича. Говорят, что таких загробных сближений, как в Петербурге, нет ни в одном городе мира. В Петропавловском соборе лежат рядом сыноубийца, мужеубийца и отцеубийца: Петр Великий, на дыбе замучивший своего сына, наследника престола царевича Алексея; Екатерина Великая, муж которой император Петр III был задушен в Ропше с ее молчаливого согласия; Александр I, участник заговора 1801 года и потому убийца своего отца императора Павла I.
Великокняжеская усыпальница:
Интерьер собора: в торжественных и, в известной степени, светских тонах решено внутреннее убранство собора. В нем много света и воздуха; пилоны, пилястры и другие архитектурные детали раскрашенные под мрамор; красочно расписаны своды, позолочены многие детали художественной лепки. Убранство собора завершают хрустальные люстры, отделанные бронзой и цветным стеклом.
Привлекает внимание резной дубовый позолоченный иконостас, напоминающий собой триумфальную трёхпролётную арку. Это выдающееся художественное произведение создано в 1722 - 1726 годах по проекту зодчего Ивана Зарудного талантливыми мастерами - Иваном Телегой и Трифоном Ивановым.
С 1740 года по 1831-й в соборе хоронили только коронованных особ, а впоследствии здесь нашли упокоение и другие члены императорской семьи. В конце XIX века некрополь Петропавловского собора настолько разросся, что для захоронения членов императорской семьи было построено специальное здание Великокняжеской усыпальницы (строительство закончено в 1908 году). Многие погребения в Петропавловском соборе считаются в народе как священные. Молитва у надгробия Павла I считается спасительной и помогает при неудачах на службе, в суде, при невезении в любви и семейных проблемах. А прикосновение щекой к крышке его саркофага излечивает от зубной боли.
Вы уже поняли, что самое дальнее надгробие принадлежит Петру Великому. Около него поставлен бюст императора.
Первоначально над захоронениями устанавливались надгробия из белого камня. Но в 70-е годы XVIII столетия их заменили изготовленными из серого мрамора. Надгробия повседневно были накрыты темными суконными покрывалами с вышитыми на них гербами. В торжественных случаях покрывала сменялись на обшитые мехом горностая парчовые. Новое оформление надгробий в соборе было проведено во второй половине XIX века, когда над новыми захоронениями стали устанавливать надгробия из белого мрамора. Новые надгробия существенно отличались от старых, поэтому в 1865 году император Александр II повелел все надгробия, «кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последних исполненных». В первую очередь новые надгробия появились над могилами императоров и императриц. К надгробиям прикрепили бронзовые доски с именами и титулами усопших, датами рождения, вступления на престол и смерти. Сверху надгробия украсили позолоченными бронзовыми крестами, а для императоров и императриц еще и государственными гербами. На новых надгробиях перестали помещать покровы.
Александр III решил над могилами своих родителей установить надгробия из яшмы (Александру II, как убитому террористами) и родонита (Марии Александровне). Но их установили только в начале ХХ века.
С 1915 г., когда в усыпальнице был погребен Великий князь Константин Романов, до 1992 года в Петропавловском соборе захоронений по понятным причинам не производилось. В 1992 году в Великокняжеской усыпальнице был погребен Великий князь Владимир Кириллович, умерший в Майами. А в 1995 г. рядом с ним обрели последнее место своего упокоения и его родители - здесь прошло перезахоронение останков Великого князя Кирилла Владимировича и Великой княгини Виктории Федоровны, прежде похороненных в Саксен-Кобурге в Германии. В июле 1998 года в Петропавловском соборе состоялось захоронение останков ныне причисленных к лику святых страстотерпцев императора Николая Второго и его семьи.
В Петропавловском соборе прах усопших после революции не тревожили. Было только два случая вскрытия могил. В 1939 году был передан на родину для перезахоронения прах великой княгини Александры Георгиевны – греческой принцессы, дочери короля Георга I. А в 1994 году вскрыли могилу великого князя Георгия Александровича, брата Николая II, чтобы взять образцы для проведения генетической экспертизы.
С 1999 года велись переговоры о перезахоронении в Петербурге останков императрицы Марии Федоровны, скончавшейся в 1928 году в Копенгагене (где она жила, покинув Россию) и погребенной в крипте усыпальницы Датского королевского дома в Роскильде под Копенгагеном. В 2004 году было принято окончательное решение о проведении церемонии перезахоронения останков Марии Федоровны рядом с могилой ее мужа - императора Александра III. Эта церемония состоялась в соборе 28 сентября 2006 года.
С Нарышкинского бастиона ежедневно над городом прокатывается пушечный выстрел, сигнализируя наступление полудня. На фото с трудом, но можно разобрать две пушки, которые и делают этот выстрел. Т.е. стреляет только одна пушка, а вторая стоит для подстраховки.
НЕВСКИЕ ВОРОТА, в Невской куртине Петропавловской крепости. Сооружены в 1703, перестроены в камне в 1747-48. Архитектурное оформление фасада со стороны Невы выполнено в 1787 (арх. Н. А. Львов) в стиле классицизма, со сдвоенными колоннами, поддерживающими фронтон над аркой. Деревянная Невская пристань перед Невскими воротами в 1777 перестроена в камне (инж. Р. Т. Томилов). С 1860-х гг. пристань называется Комендантской, т. к. от нее отходил катер коменданта крепости. Под сводом арки выложен булыжником приямок на первоначальном уровне Заячьего острова, над ним укреплены отметки уровня воды при наводнениях 1752, 1777, 1788, 1824, 1924 и 1975.
Отметка о знаменитом наводнении 1824 года
Виды с комендантской пристани.
Первая гауптвахта — почти ровесница Петербурга — была построена в 1707 году на южном берегу главного канала Петропавловской крепости, неподалёку от дома коменданта. Небольшое деревянное здание прослужило всего 30 лет, на его месте сейчас находится Комендантский дом. Позднее немного дальше от Петропавловского собора возвели новую обер-офицерскую гауптвахту, на сей раз каменную, которую перестраивали уже в 1907–1908 годах. Это помещение предназначалось для караула, а также для содержания под арестом офицеров гарнизона крепости. Сейчас здесь расположена дирекция музея.
Улица времени, где расположены различные музеи: Печатня, истории Петропавловской крепости и т.п.
Санкт-Петербургский монетный двор Гознака — один из крупнейших монетных дворов мира по чеканке монет, в том числе памятных и юбилейных из драгоценных металлов, а также по изготовлению орденов, медалей, знаков отличия и других изделий из цветных металлов и их сплавов. Основан Петром I в 1724 г. на территории Петропавловской крепости. Является одним из старейших промышленных предприятий Санкт-Петербурга.
Ботный дом. Построен в 1762–1765 годах по проекту архитектора А. Ф. Виста для хранения национальной реликвии — ботика Петра I — «Дедушки русского флота». Кровлю венчает статуя «Навигация» работы скульптора Д. И. Иенсена (первоначально деревянная, с 1891 года — терракотовая). Ботик Петра I находился в Ботном доме с 1767 по 1931 год, затем был перевезен в Петергоф, в 1940 году поступил в Центральный военно-морской музей. В 1997 году в Ботном доме установлена точная копия петровского ботика, выполненная к празднованию 300-летия Российского флота.
Трубецкой бастион возведен в камне в 1708–1709 годах по проекту архитектора и инженер-фортификатора Д. Трезини вместо деревоземляного укрепления. Назван по имени сподвижника Петра I Ю. Ю. Трубецкого. Невский фасад бастиона по проекту инженера Р. Р. Томилова в 1781–1785 годах облицован гранитными плитами. В первой четверти XVIII века казематы использовались как арестантские и пыточные камеры Тайной канцелярии. В 1718 году здесь содержался сын Петра I царевич Алексей. В начале 1826 года для заключения декабристов были устроены 25 одиночных камер. В 1870–1872 годах на месте разобранных внутренних стен и казематов построено тюремное здание для содержания политических заключенных. Тюрьма просуществовала здесь до 1920-х годов. Сейчас здесь находится музей "Тюрьма Трубецкого бастиона". Вход в него как раз там, где виднеется полосатая будка.
На этом наше посещение Петропавловской крепости закончилось. Многое мы видели лишь издали, например, знаменитый памятник Петру I работы Шемякина. Но экскурсовод почему-то решила, что нам просто необходимо попасть на крейсер "Аврора", что без этого можно считать наше посещение Петербурга неполным. И вот мы спешно помчались смотреть этот легендарный крейсер, так как у нас впереди еще было запланировано посещение Юсуповского дворца, о котором я уже писала.
Потом я выложу еще некоторые фотки Петербурга из этой поездки, а сечас пока все.
Информация взята с сайтов: Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Википедии, Сообщества liveinternet, посвященного Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Энциклопедии Санкт-Петербурга, Журнала "Адреса Петербурга".