«Город Ленина» – второе имя Ленинграда в советскую эпоху.Переименованный из Санкт-Петербурга в 1914 в Петроград, в 1924 (годсмерти Ленина) город стал Ленинградом и оставался им до 1991 года.Памятники революционеру Владимиру Ульянову, ставшему всемирно известнымпод конспиративной кличкой-фамилией Ленин, начали ставить еще впоследние месяцы его жизни. К 1979-му их, по официальным данным, насчитывалось 75, помимо мемориальных досок и памятников, установленных в пригородах.
Как сегодня выглядят памятники вождю, ведь, судя по взрыву на площади Финляндского вокзала, они не оставляют нас равнодушными?
Впервые годы после Октябрьской революции советской власти потребовалась новая, революционная духовность, и жертвы преображались в новых святых,чьи останки хоронили в публичных местах (Марсово поле в Ленинграде,Красная площадь в Москве) и обеспечивали ритуалами поклонения.Необходимость собственной, «атеистической религии» для победившего класса рабочих и крестьян, приводила к созданию новых культовых и мемориальных сооружений, главным из которых был мавзолей с телом Ленина. Памятники же напоминали о нетленности этого тела, что подтверждало вечность и неизменность коммунистической идеологии.
сзади на брандмауэре видна сохранившаяся советская "реклама" - карта ленинских мест Петроградского района
Самый первый памятник был открыт в Ленинграде 7 ноября 1923г. в подъезде дома№ 48, который был связан с периодом подпольной биографии вождя. Этотбюст был отлит из гипса, а в начале 30-х – из бетона и перенесен на угол Большого проспекта Петроградской стороны и улицы, ставшей носить имя Ленина. В 1960-м году бюст работы скульптора М. Харламова былвоспроизведен в граните и сохранился в таком виде до наших дней.
Самый ранний среди не изменившихся памятников стоит перед «Невским заводом» на проспекте Обуховской обороны. Он был открыт 8 августа1926г. и отличается редкостным натурализмом в передаче реальных пропорций и портретных черт этого коренастого человека с большой головой. Известно, что скульптор Михаил Харламов делал зарисовки сЛенина еще при жизни, и потом лепил его голову в первые дни после смерти, для чего специально ездил в Москву.
пластичный памятник, прекрасно вписанный в пространство площади
В том же 1926-м, по традиции, в годовщину революции, был открыт знаменитый памятник перед Финляндским вокзалом. Ленин изображен скульптором С. Евсеевым как страстный оратор на башне бронепоезда, на котором он, по легенде, приехал на вокзал и тут же обратился к встречающим с пламенной речью. Площадка перед гранитным постаментом донедавних событий была местом встреч коммунистов, почти ровесников памятника. По воскресеньям они приносили сюда красные знамена,продавали партийные газеты (цена – 5-10 рублей), и бурно обсуждали актуальные политические темы.
Памятник у Смольного института был открыт в 1927г. и позже многократно повторен в разных городах СССР, в том числе и в Ленинграде (скульптор В. Козлов, архитекторы В. Щуко и В. Гельфрейх). Ленин-трибун с энергичным жестом выброшенной вперед правой руки – такой вариант прочтения темы памятника стал впоследствии наиболее частым, и, не в последнюю очередь, благодаря памятнику у Смольного. Сейчас ленинская жестикуляция выглядит пророческой, – в одном ракурсе он указывает на трехцветный флаг новой России, в другом – на восстановленного на фасаде здания двуглавого царского орла.
Интересно, что повтор этого памятника был установлен (в том же 1927-м)у ленинградского предприятия, до сих пор носящего имя «Абразивный завод Ильич». Сегодня голубые ели, окружающие постамент, так разрослись, чтопрактически скрыли за собой позеленевшую бронзу отливки.
вид на памятник сквозь больничную ограду
В 1930-х на Большом проспекте Васильевского острова появилось два (из сохранившихся на сегодня) памятника Ленину. У больницы (также имени Ленина), фигура в натуральную величину воспринимается ненавязчиво, почти интимно,вероятно автор – скульптор В. Пинчук – учел печальную атмосферу места.
Зато перед административным зданием у дома 55 скульпторы. В Козлов и А.Крыжановский добились крайней схематичности памятника, приведя стоящего«солдатиком» Ленина к обобщенности геометрической стелы.
Иная трактовка была необходима С. Меркурову в 1932-ом для парка Политехнического института – Ленин как ученый, наставник и образец для учащейся молодежи.
Его точная копия оживляет участок Ботанического сада, где у единенно размышляющий в кресле Ленин заботливо спрятан среди растительного изобилия.
скульптор М. Аникушин, 1970 г.
Образ Ленина менялся на протяжении всей советской эпохи, более выпуклыми становились черты,выгодные актуальной партийной политике, глубже в тень уходили реальные слова и поступки живого человека. Слово «Ленин» быстро превратилось изпароля и символа в анекдот и штамп, памятники эволюционировали от характерного сходства к нивелированным чертам сверхчеловека – мудреца,стратега, философа, провидца, гуманиста – отца нового государства и нового народа.
Постоянство в появлении все новых памятников порождало и курьезы, самый знаменитый из них случился в Челябинске. Тамв центральном сквере открывали монумент, где Ленин был решен в канонической позе – указывая правой рукой дорогу в будущее. Причем в руке он сжимал кепку. Автор, один ленинградский скульптор, а с ним и все остальные участники торжественного митинга, только после того, как с памятника стянули ткань, обнаружили, что на голове у вождя надета кепка. Вторая, с учетом той, что находилась в указующей руке… За ночь лишнюю кепку убрали и открыли памятник еще раз.
В Ленинграде наиболее адекватный памятник находился возле Дома Культуры пищевиков.Пропорции первого главы Советского государства отвечали месту расположения – необычайная упитанность бронзовой фигуры подтверждал апостоянно растущие успехи работников советской пищевой промышленности.
рядом с домом ветеранов войны на Крестовском
профиль в тондо на школе, ул. Маяковского
Так же, как существовали художники, специализирующиеся на воспроизведении образа Ленина, так и целые производственные объединения выполняли заказы исключительно по массовой отливке памятников и бюстов вождя. В первые годы после распада Советского Союза спрос на памятники резко упал,практически прекратился, и заводы продавали запасы монументальной скульптуры со своих складов по цене бронзы. Эти обстоятельства обеспечили появление в те годы в Европе и Америке больших частных коллекций специфического профиля. Например, на одном американском ранчо, среди достижений капиталистического производства, в степном пейзаже и сейчас расставлены разнообразные памятники вождю мирового пролетариата.
Старшее поколение горожан называет себя «ленинградцами, живущими в Петербурге», и в этой шутке – лишь доля шутки. Имя, как энергия,заключенная в любой сущности, изменила город. Изменения стали частью биографий поколений его жителей. А памятники Ленину стали частью городского пейзажа, причем настолько привычной, что иногда совсем незаметной. И новое поколение ленинградцев-петербуржцев с «чистоголиста» читает привычный образ:
– Кто там, на знамени? – Это Ленин, сынок. – А это реклама чего?