“… Богатство, блеск! / Высокий дом / На берегу Невы / Обита лестница ковром, / Перед подъездом львы…” – так писал об этом знаменитом доме на Английской набережной-4 Николай Некрасов. Особняк, построенный в стиле позднего классицизма, неоднократно перестраивался и приобрел черты ампира в начале 1800-х годов. Тогда новыми владельцами дома стали супруги Александра и Иван Лаваль, заказавшие архитектурный проект Жану Тома де Томону.
Главный фасад украсили десять ионических колонн, боковые крылья здания акцентированы треугольными фронтонами и скульптурными барельефами на мифологические темы. Дом стал из трехэтажного двухэтажным, в нем появились арочные своды потолка.
Здесь видно как повысил Тома де Томон второй этаж. Эта лестница - поздняя, неродная
Особым великолепием отличалась внутренняя отделка особняка. Парадная лестница разместилась в ротонде, перекрытой куполом с кессонами, украшенными лепными розеттами и звездами.
Это единственный интерьер, сохранившийся до наших дней без значительных изменений.
По лестнице гости поднимались в Зал для Празднеств с беломраморными коринфскими колоннами и плафоном, украшенным художественной росписью. В целом ряде помещений сохранилась роспись-гризайль, имитирующая лепной рельеф. Отделка Голубого зала была выполнена по проекту известного архитектора Гаральда Боссе. Своды Помпейского зала покрывала многофигурная полихромная роспись.
С 1810-х годов дом Лавалей стал центром культурной жизни всего Петербурга. В его выставочном зале было размещено крупнейшее в России собрание античной скульптуры. В зале живописи находилась коллекция художников эпохи Возрождения. Специальное помещение занимала обширная библиотека, в которую кроме книг входило собрание гравюр и географических карт.
Здесь устраивались литературные и музыкальные вечера, на которые приглашались известные в столице поэты, писатели, музыканты, художники. В салоне Лавалей читали свои произведения Николай Карамзин и Александр Пушкин. Частыми гостями этого приветливого дома были Николай Гнедич, Иван Крылов, Василий Жуковский, Петр Вяземский, Адам Мицкевич, Александр Грибоедов.
Приемы, балы, литературные вечера, концерты, вернисажи... Все это продолжалось, пока были живы супруги Лаваль. Иван Степанович скончался в 1846 году, а за ним в 1850 году и Александра Григорьевна. Особняк перешел в собственность средней дочери Софьи, бывшей замужем за графом А. М. Борхом. Содержать особняк Борхам стало не по средствам. Софья продала особняк известному банкиру Самуилу Полякову. У наследников Полякова С.С. в 1911 г. дом приобрела казна для размещения в нем документов Сената. После революции здесь разместился Центральный государственный исторический архив.
В период Великой Отечественной войны зданию был нанесен огромный ущерб, затем оно неоднократно реставрировалось. Сегодняшний облик здание приобрело благодаря капитальной реконструкции, длившейся около двух лет. Была проведена реставрация лепки, живописи, каминов, паркета,металлического декора, позолотные работы.
Я не увлечен литьем, но уровень этих сохранившихся чугунных дверок и вьюшек заставил меня сделать фото.
Интерьер здания был оборудован современными коммуникациями и средствами связи для того, чтобы здесь мог начать работу Конституционный суд Российской Федерации.
История любви: Жан-Франсуа Лаваль - французский эмигрант, сын виноторговца, бежал от французской революции в Россию, служил учителем в Морском кадетском корпусе.
Александра Гриорьевна Козицкая – по линии матери из очень богатого рода Мясниковых, по линии отца из рода Козицких. Григорий Иванович Козицкий был статс-секретарем Екатерины II. Попал в немилость, и в итоге - пил и покончил с собой. Богатая дама влюбилась в Лаваля (его называли в России Иваном Степановичем). Оба были уже далеко не юные. Мать А.Г. была против, и она написала письмо Павлу I, он потребовал у матери объяснений, и та ответила: "Никто не знает откуда он, веры он не нашей, чинов у него нет". Павел возразил: "Его знаю я, веры он христианской, чин для Козицких достаточный". Убедил маму, та благословила.
И – какие тут варианты? Поженились влюбленные, домик построили. Удачно.