Первый «Эрмитаж» появился в Петродворце, ему отводилась роль павильона для увеселительного и уединенного времяпрепровождения (слово эрмитаж от фр. hermitage — место уединения, “пустынька”, “уединенный уголок”, “приют отшельника”) предназначался для секретных переговоров. Классический Эрмитаж был двухэтажным, причём на второй этаж не было лестницы.
Гостей поднимали туда сидящими в специальных креслах с помощью сложной системы тросов. Затем таким же образом поднимали и заранее сервированный стол. Механизм работал на живой тяге — чаще всего на слугах. Затем люк в полу второго этажа закрывался и хозяин усадьбы и павильона мог беседовать с гостями, не боясь быть подслушанным.
Павильон «Эрмитаж» окружен рвом, который наполняется водой. Строительство Эрмитажа по проекту Браунштейна началось в 1721 году и завершилось летом 1725 года. По распоряжению Петра балконы и кованые железные решетки на окнах сделали точно такие же, как на корабле “Ингерманландия”, на котором он в 1716 году командовал соединенными флотами России, Англии, Голландии и Дании. Эти детали придали эрмитажному залу сходство с большой капитанской каютой.
Окна второго этажа, где располагается зал площадью 80 кв.м., имеют переплет в мелкий квадрат и занимают почти всю плоскость фасадов, что придает второму этажу особую прозрачность и ощущение простора. Из окон открывается вид на залив и аллеи парка. Стены зала сплошь закрыты 124 картинами, разделенными золочеными рейками. В основном это произведения фламандских, голландских, французских, итальянских и немецких художников XVII—XVIII веков.
На первом этаже павильона, выстланном мраморными плитами, находятся вестибюль, кухня с очагом и буфетная, где установлен механизм подъемного стола.
Гости поднимались на второй этаж в специальном кресле.
Механизм не сохранился, остался только фрагмент.
Большой овальный стол, облицованный орехом, рассчитан на четырнадцать персон. В отверстие, проделанное в полу посреди зала, можно было опускать и поднимать на канатах среднюю часть стола. Отдельные блюда подавались на тарелках, которые двигали на подставках-стержнях в специальных трубах.
Сигнал к общей смене кушаний и посуды давался большим колоколом. Но каждый из гостей мог заказать себе отдельное блюдо, положив на нижнюю тарелку записку и дернув за веревочку, которая привязана к персональному колокольчику внизу в буфетной.