Козьмодемьянск. Август 2007. Часть 1 - Этнографический музей
Серию фотоотчетов из республики Марий Эл, кульминацией которой станет репортаж о молебне в Священной роще, я начну издалека. А именно - с города Козьмодемьянск, столицы так называемого Горномарийского района, где я был летом 2007 года. Козьмодемьянск - безусловно, один из лучших малых городов Поволжья, и материала о нем у меня набралось на 2 поста: о собственно городе, и о марийском этнографическом музее под октрытым небом.
Заранее извиняюсь: качество фотографий довольно посредственное, так как в те времена я располагал 4-х мегапиксельной цифромыльницей. Но все же других фотографий Козьмодемьянска у меня нет, а без него представление о Марий Эл будет неполным.
На самом деле марийцы (как и мордва) - это не один, а два народа: луговые марийцы и горные марийцы. Горные - то есть живущие на правом, высоком берегу Волги, луговые - то есть на низком. Есть еще восточные марийцы, живущие на Урале - это кто-то вроде наших староверов. У двух марийских этносов различаются языки, но куда больше различаются их исторические судьбы. Горные марийцы всегда тяготели к Москве, дружили с русским царем, помогали Ивану Грозному брать Казань. Луговые марийцы всегда, напротив, тяготели к татарам и помогали в свое время казанскому хану отстоять город. Отношения горных марийцев с русским складывались мирно, православие здесь не насаждалось огнем и мечом (как среди луговых марийцев, которых называли также черемисы), и уже к 18 веку горные марийцы поголовно отказались от язычества. Они подверглись ассимиляции (пускай и мирной) куда сильнее, и ныне их ареал сузился до одного района. Пускай и самого густонаселенного в Марий Эл.
Горномарийский район имеет форму треугольника, ограниченного Волгой, и Козьмодемьянск стоит у его "вершины". Древняя столица горных марийцев Цепель располагалась в левом углу этого треугольника - там, где сейчас ПГТ Васильсурск (в нем уцелело две Священные рощи - Цепельская и Арпынгёльская). До Йошкар-Олы из Козьмодемьянска ехать 5 часов с паромом через Волгу, а до Чебоксар - всего 2 часа. Через Чебоксары в Козьмодемьянск и добираются, рейсы в среднем каждые полтора часа.
Этнографический музей в Козьмодемьянске был создан в начале 1980-х, при строительстве Чебоксарской ГЭС. Все его экспонаты - постройки, вывезенные из зоны затопления, а так как жили здесь преимущественно марийцы, музей обрел явную этнографическую окраску. Ныне - один из двух в Европейской России АЭМ, целиком посвященных этнографии "нерусских" народов (второй - Лудорвай в Удмуртии). Как к музею добраться, сейчас, увы, не вспомню, поэтому советовать не буду - но в целом он недалеко от центра.
Первый же экспонат - усадьба богатого крестьянина.
Кажется - усадьба и усадьба, различия заметны лишь специалисту. Хотя и немного другая резьба:
Однако зайдя во двор усадьбы, внезапно видишь ТАКОЕ:
Или торчащие из стены ветки - и понимаешь: это действительно усадьба марийца.
Все постройки усадьбы открыты для посещения, и в них показаны интерьеры - хотя интерьеры, в целом, от русских отличаются не так уже и сильно.
Чуть поодаль - еще более редкий и уникальный объект: курная изба 18 века.
В таких избушках, топившихся по-черному, марийцы жили века до 18-го - позднее стали строить избы на русский манер. Эта избушка уцелела чудом. Удивительно в этом экспонате и то, что сами русские жили в таких избах во времена Древней Руси, 500-1000 лет назад.
Визитная карточка Козьмодемьянского музея - мельница. По идее, она должна быть действующей, крутиться от ветра, но... Незадолго до моего посещения ураган обломал мельнице два крыла из четырех, и когда я был в музее, их еще не восстановили.
Однако в мельницу можно залезть и осмотреть ее механзимы. У подножья мельницы - жернова.
В музее много построек, назначение которых типично для АЭМ: кузницы, бани, овины, риги... Но здесь все чуть-чуть другое. И это "чуть-чуть" поражает сильнее всего (то же самое я говорил про Лудорвай).
Чем еще музей в Козьмодемьянске запоминается особенно сильно - это всякими "малыми формами": из обреченных деревень вывозилось буквально все, представляющее интерес.
Колодец-журавль:
Качели:
Изгородь:
Загадочный шалаш с не менее загадочными валунами:
И даже посадки хмеля на специальных арках - правда, это скорее чувашское, чем марийское.
В некоторых постройках оборудованы экспозиции:
Народный костюм
Обувь (очень странная):
Утварь:
Корзины - плетение корзин было национальным промыслом горных марийцев:
А вот чего в этом музее не было - это экспонатов, связанных с марийской верой предков. Когда я спросил у сотрудниц, есть ли в музее что-то, связанное с язычеством, они ответили даже с некокторой обидой: -Вот язычества у нас нет. Мы крещеные с 18 века. Это луговые марийцы - у тех есть, да, а у нас ничего подобного нету! - и махнула рукой в сторону Волги. Для меня это было весьма удивительным: горные марийцы смотрят на луговых будто несколько свысока: "мы люди цивилизованные!". Примерно так же отзываются о России украинцы и белорусы.